Виртуальный музей Николая Куранова в Самаре

 

Автор — разрботчик:
Чекалова Мария, учащаяся 8 класса МБУ ДО «ДШИ №8 «Радуга» г. о. Самара

Руководитель:
Романова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДШИ №8 «Радуга» г.о. Самара

г. Самара
2017 г.

 Музей Куранова (печатная версия)

Аннотация

Советская культура, созданная на лучших образцах мировой и отечественной культуры, является  нашим национальным достоянием.  Все возрастающий исследовательский интерес к изучению исторического пространства ушедшего столетия вызван не в последнюю очередь яркими неординарными личностями, оставившими значительный след в культуре того времени, чья жизнь и деятельность достойна для изучения и популяризации.  «Виртуальный музей Н. Куранова в Самаре» знакомит  нас с жизнью и деятельностью выдающегося преподавателя-хормейстера, заложившего хоровые традиции, оставившего яркий след в культурной жизни Самары, создан в преддверии его 100-летия. Вся его биография и педагогическая деятельность является примером для грядущих поколений. Музей обеспечивает широкий доступ к экспонатам, способствует формированию единого культурного пространства, пополняет знания о мировой культуре на краеведческом материале, сохраняет духовное наследие, связь времён и преемственность поколений. Музей Н. Куранова представляет интерес не только для ценителей хорового пения, его могут посетить все желающие.

Музейная экспозиция разделена на тематические блоки, где находятся уникальные экспонаты, повествующие о разных этапах жизни: военной биографии, педагогической деятельности, состоит из материалов семейного архива Курановых, подлинных документов, наград Великой Отечественной войны Н. Куранова, фотографий самого Н. Куранова в разные периоды его военной и педагогической жизни, и во время встреч с известными людьми.

Первый блок знакомит  с семьёй Н. Куранова, посвящён юношеским годам Н. Куранова.

Второй блок содержит довоенные фотографии, рассказывает о годах учёбы в куйбышевском музыкальном училище в классе классической гитары педагога Л. Девятова, содержит всё то, что сформировало будущего педагога-хормейстера.

Третий блок рассказывает о военной биографии Н. Куранова.

Человек, прошедший дорогами двух войн, финской и Великой Отечественной, воевавший в партизанском отряде, дошедший до Берлина, чудом выживший, несмотря ни на что продолжал бороться, научился ценить жизнь, каждый её день. Великая Отечественная война во всей полноте позволила Н. Куранову использовать для защиты Родины все замечательные качества души и характера: смелость, мужество, стойкость, храбрость, героизм, а также музыкальный талант. В армии Николай Кузьмич организовал небольшой самодеятельный ансамбль, который  в перерывах между боями давал концерты для однополчан и для воинов других частей. Здесь проявились первые дирижёрские и организаторские способности. Музыка помогла русскому народу выжить в страшное время Великой Отечественной войны, выстоять и победить. Музыка стала делом всей жизни Н. Куранова.

С 1947 г.  началась работа, как хорового дирижёра и педагога, руководителя многих самодеятельных хоровых коллективов нашего города, заведующего хоровым отделением Куйбышевского музыкального училища. Он был не только высококвалифицированным, одаренным хормейстером и дирижёром, но и умелым, талантливым педагогом, организатором и воспитателем, сумевшим создать хоровые коллективы и добиться художественных результатов, высокого уровня исполнительской культуры.  Хоровое исполнительство заполняло творческий мир Н. Куранова во всех своих формах: академическое и самодеятельное, детское и взрослое.

Четвёртый блок – его работа в ДМШ №2.

Пятый блок охватывает его педагогическую работу в музыкальном училище.

Шестой блок посвящён его работе в качестве руководителя разных хоровых коллективов.

В седьмом блоке – фотографии, сделанные во время встреч с известными музыкантами.

Восьмой блок посвящён роли Н. Куранова в самарской культуре. Педагогическая биография Н. Куранова поражает самозабвением, мощной отдачей. Он оставил о себе добрую память не только как хороший друг, наставник, творческий, чуткий, требовательный и очень ответственный педагог, но и своих учеников, целую плеяду великолепных мастеров музыкального искусства, которые носят в своей душе частичку его педагогического дара. Большая часть из них стала ведущими преподавателями музыкальных учебных заведений, исполнителями, дирижерами. Многие его ученики за свой профессиональный труд удостоились званий доцентов, профессоров, заслуженных работников культуры.

В девятом блоке представлены боевые награды: грамоты, благодарности, красноармейская книжка, медали, ордена.

Посетив музей, перед вами предстанет не просто талантливый педагог, но и очень яркий, неравнодушный к окружающей жизни, любящий жизнь человек.

Виртуальный музей Н. Куранова восстанавливает страницы истории самарского хорового искусства, которое имеет давние традиции благодаря таким известным преподавателям-хормейстерам как Н. Куранов. Они сыграли огромную роль в развитии музыкальной культуры губернии, в воспитании нескольких поколений квалифицированных музыкантов, хормейстеров, педагогов и просвещённых любителей музыки.

В его лице мы видим пример, достойный для подражания каждому гражданину России. Судьба хранила его для выполнения мисси педагога- просветителя. Н. Куранов был  особым педагогом. Он воспитывал не ученика, а человека, не певца, а музыканта. Братство, бескорыстная помощь были заложены Н. Курановым у своих учеников. Основными педагогическими установками Н. Куранова были воспитание музыканта; обучение профессиональному мастерству в единстве с воспитанием волевой, интеллектуально развитой, с активной позицией, умеющей общаться с людьми Личности; предоставление ученику свободы в творческом поиске в сочетании с жестким барьером всему непрофессиональному, тем самым подводя к самостоятельному развитию.

Музыкальный, педагогический талант Н. Куранова, его трудолюбие и сердечное отношение к людям, позволили ему стать значимой составляющей культурной жизни нашего города.