К проблеме руководства композиционной деятельностью подростков в детской художественной школе

МЕДВЕДЕВ Олег Владиславович
преподаватель МБОУ ДХШ №2 г.о. Самара 

Композицию, как один из основных предметов в художественных учебных заведениях, нужно рассматривать прежде всего в связи с тем духовным опытом, который отразился в мировой художественной культуре. Ее изучение необходимо преподавателю для анализа творческих приемов и методов, на основе которых изобразительная деятельность становится искусством.
Поскольку искусство призвано нести информацию о мире, преломленную через сознание художника, то можно говорить о том, что любое художественное сознание зависит от количественного и качественного объема и уровня информации, от способности ее проанализировать и осмыслить, а осмыслив, представить в форме своеобразной модели действительности. Но, чтобы собрать эту модель, — необходимо связать между собой отдельные ее детали и элементы. Разрозненные знания об отдельных частях единого целого никогда не смогут дать верного представления о мире, который ребенок должен научиться видеть и изображать, выражая свои чувства, темперамент и используя при этом доступную ему сумму знаний и технических навыков.
Что такое изображение? Это прежде всего знак, изобразительно — выразительный символ увиденного или воображаемого объекта исследования. Любое изображение должно характеризовать форму, строение или иные свойства и особенности предмета или явления.
Поэтому любое произведение изобразительного искусства несет в себе собственно элемент изобразительности, которая помогает зрителю соотносить свое представление о предмете или явлении с представлением художника. Но ведь любое произведение живописи или графики предполагает нечто большее, чем просто правильная и объективная изобразительная характеристика. И здесь мы сталкиваемся с понятием выразительности, которая является воплощением творческой воли художника. Следовательно, изобразительное и выразительное начало являются двумя равноценными элементами любого изображения.
Присутствие этих элементов в одном рисунке — обязательное условие дли того, чтобы работа стала одновременно и понятной и уникальной.
Для создания картины недостаточно одного точного изображения и похожести внешних форм — необходимо передать еще и то, что характеризует человеческое начало в изображаемом объекте. Иначе говоря, за любым изображением, визуально-реалистическим или абстрактно-символическим должен стоять человек и его переживание.
Вопрос о мере участия художника — зрелого мастера или учащегося, в процессе воспроизведения на картине внешне воспринимаемого и чувственно-переживаемого мира является главным вопросом в обучении творчеству и образному мышлению.
Когда мы говорим о композиции в изобразительном искусстве как о создании субъективной модели объективного мира, мы подразумеваем под этим практический результат взаимодействия:
индивидуальной культуры (приоритета ценностей в многообразии эстетических идеалов общества, на которые опирается художник),
таланта и способностей как максимальной степени самореализации, профессионализма (формы и способа передачи информации о мире возможными изобразительно- выразительными средствами).
Личность художника — его творческий центр — всегда присутствует в идеях и в форме. Идеи автор использует в качестве мыслительных конструкций. Форма является материальным воплощением идей, которые позволяют возникнуть новому содержанию художественного произведения. В содержании более всего присутствует интеллект художника, его представления о мире, эстетические идеалы и духовные ценности.
В форме присутствует то, что мы называем стилем. Стиль — это особенность пластического выражения чувственно переживаемого мира, своего рода интерпретация установившихся формальных приемов, используемых в изобразительном искусстве теми или иными школами, реалистической или модернистской, например. Пластическая импровизация на основе зрительно — воспринимаемого материала опирается на эмоциональные ритмы и волевые импульсы человека, выражающего себя через изобрази-тельное искусство.
При помощи эмоциональных ритмов и волевых импульсов художник преобразует ранее усвоенные им, эталоны изображения. В результате такого преобразования возникает новое содержание, расширяющее или углубляющее границы образной системы, в рамках которой существует тот или иной вид и жанр изобразительного искусства. Таким образом искусство представляет собой своего рода систему отношений с миром, в которой мир трансформируется, преобразуясь в образ мира и предстает перед зрителем в качестве материально оформившегося, законченного художественного произведения.
Что же представляет из себя процесс изобразительного творчества? Какие сущностные системы человека как действующего субъекта принима¬ют участие в создании образа мира?
Согласно антропософскому учению о человеке Р.Штайнера таких систем три:
интеллект (ощущения, восприятие, мышление, память — т.е. жизнь представлений и понятий), дающий возможность художнику мыслить абстрактно, условными понятиями и представлениями;
воля (проявляет себя через оформление мыслей и чувственных пере¬живаний посредством линий и формы), дающая возможность наглядного воплощения, реальной материализации абстрактного мира, т.е. всего, что преломляется сознанием и осуществляется в действиях;
чувство (находит свое выражение через эмоционально — ритмическое переживание цвета), соединяющее через эмоциональные ритмы жизнь представлений и волевые импульсы.
Таким образом, возникает цепочка: идея — цвет (тон) — формообразование, представляющая собой комплекс действующей и взаимодополняющей системы, благодаря которой возникает изображение. Взаимосвязь у этих трех систем человека и их проявление в творческом процессе является основополагающим в педагогической концепции школы.
Из истории художественной культуры очевидно, что самым важным вопросом для данной темы является вопрос об интеграции интеллекта, чувства и воли в различных школах рисования и, как следствие — формирование стилистических особенностей и эстетических идеалов этих школ. Поэтому, преподавателю художественной школы важно осознавать, как в искусстве наиболее ярко проявляет себя идея, цвет и формообразование. Следует оговориться и уточнить, что речь идет о доминантной основе идеи, цвета и формообразования как следствия активизации функций интеллекта, чувства и воли в процессе изобразительного творчества. Это знание необходимо для того, чтобы любая информация о различных стилистических приемах была сознательно дифференцирована в методике преподавания спецдисциплин и психологически осмыслена.
Изобразительное искусство разных эпох опиралось на различные эстетические идеалы, создаваемые обществом и человеком, и ставило перед собой и перед художником разные цели и задачи. Эстетический и художественный идеал эпохи Средневековья или Ренессанса существенно отличается от идеалов современности.
Если в средневековой культуре основной темой художественных произведений была тема отношений человека с Богом, то в XIX и тем, более в XX веке основным объектом исследования становится человек кок микрокосм. Человек, открывающий в себе и в собственном «Я» и Бога, и весь мир. Поэтому столь проблематична идея преемственности школ рисования. Поэтому академизм и модернизм стали антагонистичными школами. Сильнейший волевой импульс модернизма противопоставил себя рационализму и социальной идеологичности академизма и желание трансформировать изображение у художников XX века далеко не случайно. Внешняя форма в сознании современного человека уже не вмещает в себя всего объема информации о мире — и форма, в первую очередь, становится объектом манипуляции художника-модерниста, переживающего конфликт собственной экзистенциальности и объективных законов традиционного академического искусства, ограничивающих творческую волю рамками стандартных схем построения не только внешней формы, но и содержания.
Поэтому наиболее важной проблемой обучения изобразительному искусству является проблема адаптации традиционных программ обучения изобразительному искусству к сознанию и внутренним потребностям современного человека и создание авторских методик.
На основе вышеизложенного мы предлагаем, концептуальные рекомендации по руководству композиционной деятельностью учащихся художественной школы.

Классическая система обучения и современный человек

Любая школа всегда опирается на те или иные традиции, без них невозможен процесс обучения вообще, так как обучение всегда начинается с подражания, а подражать можно лишь тому, что уже сформировалось как идеал. На идеал был ориентирован классицизм и академизм с их визуальным реализмом. Но современный человек отчужден от предметности мира, он уже не включен в процесс создания материальных вещей от начала и до конца. Поэтому только визуально воспринимаемый предметный мир не может быть эстетическим идеалом, как это было, например, во времена «малых голландцев». Обучение же визуальному реализму в русской академической школе строилось прежде всего на принципе тождества модели и действительности. При этом активизировалась только интеллектуальная часть сущностных сил человека, личное, индивидуальное, почти всегда было подчинено общественному и типическому.
Таким образом, ситуация кардинально изменилась. Прежняя система обучения, ориентированная на классический идеал изобразительного искусства, которая исключает активизацию чувства и воли на самой первой ступени — приводит к слабым результатам и к потере творческой мотивации (воля — это не концентрация усилий человека, а сила, действующая в любом человеке изначально, ее нельзя привести в действие напряжением ума. Воля — это способность осуществления).

Формирование синтетического художественного идеала

Преподаватель изобразительного искусства сталкивается с проблемой формирования эстетического и художественного идеала, который необходим учащемуся художественной школы, а это процесс, в первую очередь, воспитательный. Современный ребенок, пришедший в художественную школу, как правило, уже перегружен визуальной информацией. Такие технические достижения современного мира как телевизор, фотоаппарат, компьютер предлагают готовый набор зрительных образов, для создания и «оживления» которых достаточно нажать на несколько кнопок. При этом настоящая творческая воля, развитие которой так необходимо ребенку, не просто заторможена — она парализована в ребенке изначально. Вместо того, чтобы самостоятельно переживать мистерию рождения зрительных образов, создавая их на листе бумаги, ребенок пользуется готовыми «эрзацами» и схемами массовой культуры. Псевдоидеалы, упрощенные и опошленные, закрепляются в представлениях и в душевных переживаниях ещё не сформировавшейся личности, и зомбируют ребенка, не оставляя ему возможность творить, используя собственные сущностные силы и архаическую чистоту живой природы человеческого духа.
Поэтому первоначальной задачей художественной школы является освобождение сознания ребенка от готовых образцов массовой культуры, опошленных эстетических стереотипов, скрывающих настоящий творческий центр, живущий в душе каждого ребенка. Эта задача является не просто воспитательной, но, в некотором смысле, и психотерапевтической.
Со стороны преподавателя важна корректировка эстетических и художественных образов, на которые может быть ориентирован ребенок в на¬чале обучения. У многих детей существуют достаточно жесткие представления о том, что является правильным или неправильным, хорошим или плохим в изобразительном искусстве. Все эти представления формируются, в основном, в семье (мнение родителей о том, какое искусство является хорошим и плохим), через телевизор или компьютер. Находясь в зависимости от социальных стереотипов и представлений о том, каким должно быть искусство и какова роль художника, ребенок может в течение всего периода творческой деятельности так и не понять смысла своего обучения искусству, если он не прошел через опыт создания своего персонального стиля. Это происходит потому, что визуальный реализм, эстетизирующий внешнюю форму, не связывает ее с драматизмом и экзистенцией современного человека, тем более, если этот человек — обычный ребенок. Ведь его сознание находится в зависимости от хорошо систематизированных штампов массовой культуры, которая приспособила мифологическое и символическое сознание человека к законам товарно-денежных отношений. Отсюда — популярность в среде дилетантов визуального реализма, лишенного своей глубинной сущности, непонимание метафоричности и условности символизма и беспредметного искусства, изучение которого часто сводится к поверхностному освоению формальных приемов обращения с абстрактной формой и подчинений её утилитарным требованиям промышленного дизайна или народным промыслам.
Поэтому процесс обучения должен строиться на синтезе тройственного союза: Архаика — Классика — Декаданс.

ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ ЧУВСТВА
АРХАИКА. Совокупность внутренних природных сил каждого ребенка с простотой выражения через изобразительное искусство внешне воспринимаемого мира, интуитивное, непосредственное его переживание. Идеалом являются сущностные силы ребенка.
В методике — ориентировка на кинестетические переживания природы художественного материала.
• ритм (обусловлен выражением природной силы);
• цвет, фактура (внешняя особенность природных форм, поверхностей);
• линейная пластика, симметрия (направленность природных силовых полей);
• пространство (условное).

ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТА
КЛАССИКА. Соразмерность природного и духовного, максимум гармонии, симметрии и равновесия. Рациональная рефлексия на восприятие внешнего мира. Содержание берется из воспринимаемых извне объектов. Преобладание изобразительного над выразительным. Литературность сюжетов. Идеалом является рациональное устройство предметного мира.
В методике — ориентировка на базисные знания по академическому рисунку, живописи, анатомии, перспективы. Все то, что и в архаике, но прибавляется светотень, трехмерное изображение реальных объектов в реальном мире.

ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ ВОЛИ
ДЕКАДАНС. Выражение персональной мифологии через трансформацию и направление творческой энергии на внутренние переживания. Понимание глубинной основы формы, фактуры, цвета. Обращение к ранним (архаичным) способам интерпретации формы. Преобладание выразительного над изобразительным, индивидуализация стиля. Идеалом является персональная экзистенция.
В методике — ориентировка на свободную интерпретацию формы, развитию символического и метафоричного мышления, формирование персонального стиля. Любые базисные знания по рисунку, живописи и композиции должны быть рассмотрены в контексте архаики, классики и декаданса и дифференцированы в зависимости от уровня реальной подготовки учащихся.

Образная корректировка на основе психолого — коррекционного подхода

Образная корректировка может строиться не только путем отрицания «неправильных» тем. Наоборот, учащиеся должны иногда выполнять тестовые задания (как в младших, так и в старших классах), в которых бессознательные и деструктивное образы, привнесенные внешней средой, могут быть изжиты путем их изображения. Параллельно должны прорабатываться темы, помогающие заполнить ту пустоту, которая образовалась в результате изживания внутренней деструктивности.
В связи с этой проблемой учащиеся первых классов должны тратить большую часть учебного времени (композиция) на непосредственное переживание живой природы художественных материалов, на изучение различных приемов работы с цветом, пластикой формообразования, особенностями фактуры, законами ритма, постижением законов изображения не просто путем схоластического копирования внешней формы, а включением в процесс обучения кинестетической системы, дающей возможность непосредственно пережить создание художественного образа, который не должен копироваться с внешних объектов он должен рождаться изнутри.
В этот период должна активизироваться архаическая и мифологическая часть сознания ребенка. Желательно также избегать обобщенных и расплывчатых тем. Ребенок не может раскрыть тему сознательно, поэтому он должен получать конкретное задание научиться выполнять определенный прием, например, освоить технику «сухой кисти» и научиться применять ее на примере несложного упражнения.
Во втором классе учащиеся могут посвятить большую часть времени проблеме организации композиционной плоскости, особенностям ее декорирования, изучению законов ритма. В третьем классе, в подростковом возрасте, когда требует своего развития и реализации волевой импульс, имеет смысл уделить больше внимания модернистскому методу трансформации и стилизации формы. В этот период вообще лучше всего использовать дифференцированное изучение методов — метод импрессионистов, экспрессионистов, «малых голландцев». Чем больше различий в методах, тем интереснее их изучать, и в связи с этим у учащихся растет диапазон стилистических возможностей.
Дифференциация методов должна использоваться не только в композиции , но и в рисунке и в живописи. И только в старших классах учащиеся могут быть готовы к тому, чтобы более осмысленно работать с визуальным реализмом в станковой композиции, используя светотеневую моделировку формы, различные композиционные модули и схемы, более грамотно применять вспомогательный рабочий материал — наброски, эскизы, зарисовки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Структура образной корректировки на уроках композиции
(авторы — О. Б. Медведев, А, Е. Березин)

Освобождение сознания ребенка от привнесенных образов массовой культуры и от поверхностного восприятия мира.
1. Безличностные хаотические проявления привнесенного образа (свободная тема).
2. Заимствование конкретных образов массовой культуры (герои фильмов).
3. Обобщенная модель современного мира (тема «Пляж»).
4. Противопоставление личности и социума. Первоначальное разделение человека и мира через «идеальный» образ (тема «Конкурс красоты»).
5. Относительность ролевой игры. Внесоциальные отношения как мистерия (тема «Маскарад»).
6. Нереальный мир и нереальный объект как точка преломления прошлого и настоящего (тема «фантастическое животное»).
7. Материальное воплощение человеческой индивидуальности в контексте исторических эпох (изучение исторического костюма).
8. Обобщенная, абстрактная модель прошлого мира (историческая тема).
9. Переживание мира, как противостояние двух полярностей на социаль¬ном уровне (историческая тема «Битва»). Развитие абстрактно-дуалисти¬ческого сознания.
10. Переживание мира как противостояния двух полярностей на индиви¬дуально — личностном уровне. Развитие конкретного дуалистического сознания (историческая тема «Дуэль»).
11. Конкретизация придуманного образа. Однозначность индивидуальной характеристики (положительной — тема «Портрет доброго человека; отрицательной — тема «Портрет злого человека).
12. Характеристика конкретного образа (тема «Портрет преподавателя).
13. Характеристика сложного образа. Развитие представлений о человеке как о реальном воплощении двух полярностей (тема «Портрет друга или подруги).
14. Моделирование эмоциональных переживаний (темы «Любовь», «Страх», «Радость»).

Преобразование визуально-воспринимаемой формы как один из способов развития творческой воли (метод модернизма)
1. Деформация, как первоначальная попытка волевого вторжения в реали¬стическую форму. Экспрессионистический метод преобразования и ин¬терпретации формы (темы «Неправильный натюрморт», «Я и моя семья»). Линеарные упражнения: рисование портретов с использованием метода «свободных ассоциаций»
2. Трансформация или динамическое развитие формы от частного к обще¬му. Творческий метод П.Филонова.
Работа с архетипическими образами. Изживание бессознательного мате¬риала путем моделирования и типизации:
• абстрактного архаического образа (портрет доброго и злого человека);
• конкретного личностного образа (портрет родителей).
Линеарные композиции с использованием фломастеров, цветных каран¬дашей.
3. Стилизация как обобщение и ритмизация формы. Применение законов симметрии (эскиз маски).
4. Применение элементов стилизации и трансформации в декоративной композиции (эскиз витража).
5. Применение элементов стилизации и трансформации в станковой мо¬дернистской композиции. Символизм как проявление модернистских традиций в реализме.

Список используемой литературы

1. Р.Трайхлер. «Ступени развития душевной жизни».
2. Р.Штайнер. «Антропософское учение о человеке».
3. К.Г.Юнг. «Архетип и символ».