Домашняя музыкальная аптечка часть 2

Домашняя музыкальная аптечка
(вариации на тему музыкальной терапии)
часть 2

Основным критерием в сегодняшней, так называемой цивилизованной жизни, является успешность. Весь мир просто поклоняется успеху. Слыша истории о том, как достигался успех того или иного известного сегодня человека, становится очень грустно из-за прививаемого людям сознания о необходимости успеха. А может можно пройти по жизни анонимно и при этом состояться как личность? В одной из самой фантастичной книге XX века «Роза мира» Даниила Андреева есть страничка, посвящённая таким людям. Описывая Небесную Россию, он пишет о том, как в монастырях Руси «проходили незаметно свою жизненную тропу…тихие души, молча и смиренно вносившие свою лепту в религиозное творчество», как «во все эпохи по дорогам России брели странники и искатели, сказители и бандуристы, безымянные творцы сказок и духовных стихов, песен и легенд», как творили «чудесные мастера сканного, оборонного или иконописного дела, плотники-строители чудесных теремов, смиренных деревянных церквей и весело разукрашенных изб, влюбленные в свой труд каменщики, столяры, гончары, ткачи, ювелиры – чьи создания, отмеченные радостью творчества и горячей любовью к жизни, веселили и радовали целые поколения», как «во все эпохи русской истории тысячи мужиков, просто и чисто проживших свой век, совершали труд посевов и жатв как возложенный на них Богом долг, с благословением и благодарностью к Матери-Земле и умирали простой и ясной смертью, веруя и простив всех», как тысячи людей творили свой подвижнический подвиг, борясь с «непробудным невежеством», эпидемиями, восхищаясь теми «из революционеров, кто был движим не фанатизмом, ненавистью и жаждой власти, а живой любовью к людям и скорбью от созерцания скорбей народа». В этом гимне душе русского человека, умевшей творить во всём, образ безымянного автора величайшего произведения русской культуры «Слово о полку Игореве» становится просто символичным. Значимой является мысль не только о творчестве как таковом, но и о творении самого себя, о возделывания собственной души. Необходимо помнить, что этот процесс должен быть хорошо осознанным и может быть управляемым, ибо включает в себя тщательное исследование собственных чувств, их рождения и развития, умение отследить «движения души»; также умение найти точный эквивалент своих переживаний в произведениях искусства. Искусство имеет широчайший диапазон воздействия на человека. Стихи, книги, картины несут вибрацию, которая откликается в человеке, и чтобы лучше узнать себя, необходимо довериться себе – выбрать, не задумываясь, а потом подвергнуть анализу свой выбор,что позволит во многом «открыть себя». Сотворение собственного мира позволяет научиться настраивать себя на нужный лад, помогать себе выходить из круга «трудных» переживаний, не позволять себе «зациклиться» на разрушительных проявлениях чувств, сознательно культивировать оптимистический жизненный настрой. Тончайшей градацией ощущений обладает музыка, без слов передающая самые сокровенные эмоции. Спектр передачи вибраций человеческих эмоций классической музыкой неисчерпаем: от легкой шутки до трагичнейших и мучительнейших. Вибрации свойственно влиять на биохимию человека. Частота музыкальных вибраций, точно совпадающая с частотой ферметативных процессов, оказывает на них глубокое воздействие. Изучая себя, можно, в конечном счете, найти те музыкальные произведения, которые будут полезны именно вам. Эпиграфом к данному диску взята ироничная песня, по сути, музыкальный портрет тех «извращенцев, вольнодумцев и чудил», которые верят в целительную силу классической музыки, помогающую воспитывать «нормальных граждан».

1.Тимур Шаов. «По классике тоскуя…»

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Чувство щемящей тоски по чудесному и волшебно прекрасному, по далекому, когда все нежное «голубят и лелеют» возникает, вероятно, не часто в современной суете. Но если вдруг душа затоскует об этом, то наполненные призрачной жизнью полотна Борисова-Мусатова помогут оживить ту душевную, ставшую такой редкостью, чуткость, а музыка некоторых фортепианных произведений Александра Скрябина ещё глубже позволит ощутить потерю таких тонких нюансов ощущений.

2. Александр Скрябин. Этюд ор.2 (1887)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Ощущения могут носить более чувственный характер, и тогда среди музыкальных инструментов нет равных виолончели в передаче подобных эмоций. Необъятен мир музыкальных инструментов. Одно и то же произведение приобретает совсем иное звучание при исполнении разными инструментами, так как звуки, различаясь по происхождению, совершенно по разному резонируют в человеческом организме. Виолончель имеет насыщенное, мягкое, густое, теплое звучание. Она заставляет вибрировать самые потаенные струны души и словно увеличивает глубину и страстность переживаний, когда звучит её сильный и певучий голос.

3. Фридерик Шопен. Прелюдия.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

К сожалению, наше время переполнено отрицательными эмоциями, энергия которых неумолимо приводит к накоплению их и, как правило, выражается в агрессивной реакции на окружающее. Лучшим способом избавиться от агрессии является способ, предлагаемый музтерапевтами: прослушивать соответствующую музыку с тем, чтобы не копить эту эмоцию, а освобождаться от неё. Музыки, несущей отрицательный заряд, имеющей отрицательную образность, немало. Самым известным образом наступающего зла является знаменитый «эпизод нашествия» в седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Попробуйте отрешиться от традиционности восприятия образа, связанного с конкретными историческими событиями. Музыкальный язык обладает возможностью создания более обобщенных образов. Так и этот трафаретный образ зла попробуйте трактовать шире: услышьте, как он рождается почти из ничего, из простенького мотивчика, не предвещая страшных катаклизмов. Так и наши не очень хорошие мысли порой кажутся сначала безобидными, но разрастаясь, распухая, словно на дрожжах, они могут причинить страшную боль и самому человеку, и окружающим его людям. Можно вспомнить мысли нашего удивительного философа И.А.Ильина о зле, которое поначалу может казаться совсем незначительным, и даже не злом вовсе. Мы допускаем его в себя, не сумев разобраться в его многообразных обличьях, а оно постепенно вытесняет все доброе. А когда мы спохватываемся (а иногда и нет), то оказывается, что ему уже надо противостоять со всей силой и даже с оружием в руках. И как видимый итог этот разломанный мир предстает перед нами на многих кубистических полотнах Пабло Пикассо, который рисовал не для того, чтобы нравиться, как писал музыку композитор, научая вовремя распознать зло.

4. Дмитрий Шостакович. 7-я симфонии, часть 1 (эпизод нашествия).

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Хамство, цинизм, невежество, надругательство над миром чувств других людей Дмитрий Дмитриевич ощущал всем строем своей чуткой души. Он мало, да практически совсем не говорил об этом на словах, но музыка его выявляла всевозможные интонации проявлений этих далеко небезобидных и многих других человеческих качеств. Вот уж воистину «умеющий уши, да услышит». До сих пор его музыка ждёт своего часа, когда очнувшееся от своих мерзостей человечество, научится слышать предостережения гениального музыканта, музыку которого невозможно слушать, отдыхая. Он писал её для того, чтобы человек проснулся и посмотрел на себя честно и непредвзято, узнал в музыкальном зеркале не лучшие свои стороны души, и выжег бы их, как делал это сам композитор.

5. Дмитрий Шостакович. 8-я симфония, 3 часть (фрагмент)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

При всем осознании несовершенства, а иногда и трагичности бытия, важно научиться воспринимать жизнь, как благо. И в этом музыка является настоящим донором такого оптимистичного восприятия. А начинать необходимо с подъёма. Найдите подходящую для себя музыку для утра, для постепенного перехода к бодрствованию, когда порой нужно собрать все силы и, наконец, встать с постели для выполнения тысячи разных дел. Научитесь с самого утра дружелюбно относиться к себе и окружающим. Даже тогда, когда вы знаете, что предстоящий день готовит вам не только радости, найдите то, за что вы можете поблагодарить судьбу и пропойте гимн свету и восходящему солнцу, как например, в этом музыкальном шедевре.

6. Модест Мусоргский. «Рассвет на Москва-реке»

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Зарядить себя энергией, бодростью, тем самым обеспечить возможность преодолеть всё, можно осознавая даже некоторые биографические подробности людей известнейших. С пинка начался путь свободного музыканта для Вольфганга Моцарта, а уж его герой Фигаро – пример того, как жизнь мало кому приносит всё на «блюдечке с голубой каёмочкой». Надо постараться самому достичь того, что для вас важно. Современные технологии по психологии переполнены советами, как достичь желаемого. Пусть же музыка даст силы выполнить каждому задуманное им.

7. Вольфганг Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

8. Людвиг ван Бетховен. Соната № 17 (фрагмент)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

9. Доменико Скарлатти. Соната для клавира

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

В сутолоке дня порой сложно отследить собственное поведение, особенно, если нет желания заниматься этим, но, наверно, было бы неплохо научиться оценивать его. Давайте остановимся на том, как, о чем мы говорим, и что напоминает наша речь. Посмотрим на себя со стороны с несколько юмористической точки зрения, только тогда, как говорят, можно избавиться от каких-либо недостатков. Мы чрезвычайно близки по своим проявлениям к животному миру. Возможно, наше общение с другими напоминает пустое кудахтанье, или болтовню кумушек, или наш голос звучит как надрывное кряканье.

10. Камиль Сен-Санс. «Куры и петухи». («Карнавал животных»)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

11. Модест Мусоргский. Лимож. Рынок. Большая новость. («Картинки с выставки»)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

12. Jerker Johansson. Ankan och Hackspetten

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Бывает нелишне напоминать человеку, что он может быть прекрасен. Не счесть музыкальных лирических страниц, наполненных самыми возвышенными образами человеческих чувств.

13. Антонио Вивальди. Анданте

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Имя Александра Бородина может служить примером тех людей, чья жажда творчества не исчерпывалась только наукой или какими-то другими серьезными занятиями. Душа могучего человека просила выразить и необычайную нежность сильного существа, что, вероятно, не только вполне сочетаемо: сила и чуткость, но и должно быть нормой человеческого бытия. А по окончании дня, важно подвести итог. Это минуты своеобразной медитации, любовного отношения ко всему.

14. Александр Бородин. «В монастыре» («Маленькая сюита»)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

15. Александр Бородин. Ноктюрн (Квартет № 2)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Завершая диск, повторим формулу, высказанную в первом треке «Гендель жил, Гендель жив, Гендель будет жить». Пусть она наполнит вас оптимизмом, как жизнь и музыка великого немца (1685-1769). Жизнь его богата событиями и приключениями. Уроженец Саксонии, он уже в молодые годы покинул родину и достиг известности в Италии, куда отправился, чтобы овладеть секретами оперного мастерства. Покорив придирчивую итальянскую публику, итальянизированный немец Гендель переберётся в Англию и продолжит свою блестящую карьеру оперного композитора. Однако там судьба будет испытывать его: на вершине славы музыкальные достижения Генделя подверглись осмеянию в своеобразном музыкальном памфлете «Опера нищих» (1728). Два Джона: поэт Грей и музыкант Пепуш создали смелое, острое, веселое и язвительное произведение. Авторитет немецкого маэстро сильно поколебался. Но Гендель не был бы настоящим протестантом и земляком Лютера, если бы жизненные неурядицы или даже провалы могли сломить его: уже в зрелом возрасте он меняет курс своего музыкального «корабля» и находит тот жанр, который наилучшим образом мог удовлетворить ожиданиям английской аудитории. Этим спасительным жанром становится оратория, грандиозная музыкальная фреска на библейский сюжет. Гендель настолько был несгибаем, что даже ослепший в конце жизни, не смирился с этим. Он так любил весь зримый мир! Многое в его музыке было вдохновлено яркими зрительными впечатлениями: картинами природы, образами разбушевавшейся стихии, движениями больших масс…Каждая страница его партитур буквально излучает неукротимую энергию. Он работал очень много: был органистом, композитором, постановщиком своих опер и ораторий. Даже религия приобрела у него открытый, масштабный характер музыкального выражения: «земная» духовность Генделя устремлена к людям, а не к небесам.

16. Гендель. Концерт для альта и оркестра (часть 1)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.